главная зощенко
сочинение        1
сочинение        2

сочинение        3

сочинение        4

сочинение        5

сочинение        6

сочинение        7

сочинение        8

сочинение        9

сочинение      10
сочинение      11
сочинение      12

сочинение      13

сочинение      14

сочинение      15

сочинение      16

сочинение      17

сочинение      18

сочинение      19

сочинение      20
сочинение      21
сочинение      22

сочинение      23

сочинение      24

сочинение      25

сочинение      26

сочинение      27

сочинение      28

сочинение      29

сочинение      30

   

На живца: сочинение по Зощенко

Рассказ «На живца» можно назвать бытовой зарисовкой. Рассказчик - типичный «герой времени» - едет в трамвае и сталкивается с «дьявольской старухой, воспитанной прежним режимом». Эта женщина в транспорте ловит воров «на живца»: рядом с собой она ставит сумку и ждет, пока кто-то ее попытается присвоить.
    Зачем ей это нужно? У пассажиров в вагоне есть две кардинально противоположные версии. По одной из них, так она борется с воровством, то есть способствует наступлению новой жизни. По другой – эта героиня подтверждает свое убеждение, что вокруг одни воры: «ей просто охота, чтоб все люди вокруг воровали».
    Мне кажется, что вернее второе утверждение. Зощенко мастерски передал психологию некоторых людей, которые вокруг себя видят только плохое и ищут подтверждение этому, доходя до крайностей. Конечно, Зощенко утрирует ситуацию, заостряет ее, делая смешной и от того более заметной. Но от этого психологическая достоверность его героев только усиливается.
    Но в рассказе не это главное, на мой взгляд. Сюжет – это всего лишь повод еще раз описать жизнь современников. Рассказчик – типичный представитель своего времени: развязный, необразованный, малограмотный, немного туповатый. Ведя повествование от первого лица, автор глубоко проникает в характер своего героя, дает более полный его портрет.
    Итак, герой любит ездить в прицепном, то есть последнем, вагоне трамвая. Он объясняет это так: «В переднем вагоне скучно и хмуро, и на ногу никому не наступи. А в прицепке, не говоря уже о ногах, мне привольней и веселей». Действительно, в последних вагонах собирается «привольный народ»: хулиганы, карманники, «зайцы» и просто любители «весело» проехаться. Интересно, что «гражданка в теплом платке» ехала именно в прицепном вагоне, зная, что здесь она приманит своей сумкой какого-нибудь любителя поживиться чужим.
    Итак, рассказчик, как обычно, едет в последнем вагоне трамвая. Что за люди его окружают? Тоже типичные представители времени: один гражданин стоит с пилой, другой с пивной бутылкой в руках: «Держит человек бутылку в руках и пальцами по ней щелкает. А то к глазу поднесет и глядит на пассажиров через зеленое стекло».
    Вместе с такими беспардонными спутниками рассказчик и начинает расспрашивать женщину о ее ловле «на живца». Вернее, сначала герой, проявляя заботу об имуществе гражданки, предлагает ей поставить сумку на колени. Делает он это так, как может, - грубо и резко: «- Мамаша! - говорю я гражданке. - Гляди, пакет унесут. Убери на колени». Но героиня нисколько не обижается – она привыкла к такому обращению, сама разговаривает так же и считает это вполне нормальным. Ее недовольство вызывает другое: рассказчик мешает ей «охотиться»: «- Сбил ты меня с плану, черт такой...»
    Далее, по ходу разговора, выясняются истинные намерения «гражданки в теплом платке». Интересно ее описание тех, кто уже пытался стащить сумку. С виду это вроде бы приличные люди. Вот «дамочка вкапалась... Молоденькая такая, хорошенькая из себя. Черненькая брунеточка». А вот «мужчина, славный такой, добродушный...» Что же их, таких «славных» людей, толкает на воровство? Мне кажется, что и это – одна из примет времени. Неустроенная полуголодная жизнь заставляет людей воровать.
    Писатель подчеркивает, что ожесточенность – черта героя того времени. Создается впечатление, что вагон окутывает аура озлобленности, недоброжелательства. Вот человек с пилой говорит, как, по его мнению, надо поступать с ворами: «С транвая их, воров-то, скидывать надоть!» Его предложение, к счастью, не поддерживается, но мы понимаем, что таких сторонников радикальных мер очень много.
    Озлоблена и «охотница на воров»: «А-а-а, говорю, вкапалась, подлюга...», «А-а, говорю, товарищ, вкапался, гадюка...»
    Очень интересен лексикон героев рассказа. Он состоит из смеси просторечных слов, вульгаризмов и неологизмов. Эта смесь уже давно стала приметой времени, которую Зощенко запечатлел в своих произведениях.
    Мне кажется, что прицепной вагон трамвая в этом рассказе – это символ времени, молодой послереволюционной жизни. Его пассажиры – это типичные представители той непростой эпохи, те, кто заполнял улицы Москвы, кто являлся истинным «героем времени».
    Зощенко наблюдал их со смехом, но смехом горьким. Писатель видел много отрицательного в наступившей жизни и с помощью обличения, иронии стремился помочь искоренению недостатков, показать людям их лицо с целью сделать жизнь лучше. Но, кроме того, Зощенко, на мой взгляд, стремился запечатлеть картину своего времени и портрет своего современника, чтобы донести их до потомков.
 
Вы читали сочинение по Зощенко: для урока литературы разных классов школы. Текст сочинения можно использовать, как сообщение, доклад, краткий реферат или для читательского дневника. Творчество Михаила Зощенко: zoshhenko.ru