главная зощенко
сочинение        1
сочинение        2

сочинение        3

сочинение        4

сочинение        5

сочинение        6

сочинение        7

сочинение        8

сочинение        9

сочинение      10
сочинение      11
сочинение      12

сочинение      13

сочинение      14

сочинение      15

сочинение      16

сочинение      17

сочинение      18

сочинение      19

сочинение      20
сочинение      21
сочинение      22

сочинение      23

сочинение      24

сочинение      25

сочинение      26

сочинение      27

сочинение      28

сочинение      29

сочинение      30

   

Москва в произведениях Зощенко: сочинение

Москву запечатлели в своих произведениях многие русские писатели. Среди них – М. Булгаков и его «Мастер и Маргарита», И. Ильф и Е. Петров с их гениальными «Двенадцатью стульями» и «Золотым теленком».

    В одном ряду с этими произведениями стоят рассказы М. Зощенко. Про них можно сказать, что это «смех сквозь слезы». Несомненно, здесь писатель является продолжателем традиций Н.В. Гоголя. Через смешные и нелепые ситуации, описанные языком того времени, просматриваются все недостатки, все трудности и проблемы эпохи 20-ых годов в России. Поэтому рассказы Зощенко со всей уверенностью можно назвать сатирическими.

    В рассказах М. Зощенко – энциклопедия простой, рабочей и мещанской, Москвы 20-ых годов 20 века. Чтобы подчеркнуть достоверность и реальность событий, описываемых в своих произведениях, Зощенко часто строит свои рассказы как газетную хронику, заметку. Благодаря этому читатель чувствует себя свидетелем и даже участником событий.

    Из произведений Зощенко мы узнаем, что одним из главных социальных вопросов, беспокоящих москвичей 20-ых годов прошлого века, был «квартирный вопрос». В рассказе «Матренища» читаем: «Которая беднота, может, и получила, дворцы, а Иван Савичу дворца, между прочим, не досталось». Этот герой остался жить в своей прежней квартире: «А уж и квартирка же, граждане! Одно заглавие, что квартирка – в каждом углу притулившись фигура». В рассказе «Нервные люди» «квартирная» тема получает свое развитие и трагическое завершение. В одной коммуналке произошла очередная ссора между соседями из-за, казалось бы, пустяка. Соседка без спроса взяла у другой соседки ежик, чтобы почистить примус. Ссора переросла в драку, в которой погиб ни в чем неповинный инвалид Гаврилыч. Кто виноват? Люди, которые не могут поделить ершика? Или уклад жизни, при котором двенадцать чужих друг другу людей вынуждены существовать в тесной квартирке?

    Из коммуналки Зощенко выводит нас на московскую улицу. Садимся на трамвай, обязательно в прицепной вагон. Там намного веселее: можно наступать на ноги пассажирам, заговаривать с соседями, просто послушать умные разговоры: «о честности, например, или о заработной плате» («На живца»). Часто в трамвае случаются кражи, но это ничего, от этого только веселее в вагоне ехать. Трамвай довозит нас прямо до московской бани – «обыкновенной, которая в гривенник». Оказывается, баня – это не баня, а одно название. Шаек на всех не хватает. Герой рассказа «Баня» только через час изловчился ухватить себе шайку у зазевавшегося «дяди». Но тут перед ним возникло следующее препятствие – найти свободное место в тесном-претесном помещении, где и помыться невозможно, потому что соседи на тебя со всех сторон брызжут. Ну, с грехом пополам герой выходит в предбанник, и тут начинается морока с номерками на одежду. В общем, делаем мы вывод, если выйдешь из бани с тем, с чем пришел, и то уже хорошо. Считай, хорошо помылся.

    Одной из самых ярких примет начала прошлого века можно назвать бедность, заметную во всем. У героев Зощенко денег в кармане – на три пирожных, пальто с драными карманами, залатанные подштанники. Не лучше и в их квартирах: «Кругом гниль и гнусь». Повсюду пыль, ободранные обои, клопы. Взглянув на все это при электрическом освещении, герои рассказа «Бедность» решают не проводить у себя электричество, чтобы не расстраиваться.

    Дрова в Москве той поры считались большим дефицитом, хотя и «не девятнадцатый год» («Дрова»). Повсеместно было распространено «дровяное» воровство. Воры были искусные, поймать их было очень трудно, и люди оставались без дров на зиму, а, значит, и без тепла.

    В связи с трудностями революционного времени Москва жила в режиме экономии. Экономили на всем, на чем могли. И, в первую очередь, на простых людях. В рассказе «Режим экономии» на предприятии приняли решении зимой экономить на отоплении уборной. Ничего, что холодно, ничего, что труба лопнула и ее нужно будет заменять. Зато сэкономили семь сажен дров. Сэкономить восьмую весна помешала, а то бы и на этом не остановились.

    Из рассказов Зощенко мы узнаем, что в московских столовых часто подавали только водку, так как на этот напиток был самый большой спрос. Захотелось герою рассказа «Лимонад» выпить что-нибудь «помягче – нарзану или же лимонаду», так нет: только водкой потчуют. Так и не бросил герой пить: «Как говорится - жизнь диктует свои законы».

    Но были в то время и положительные моменты. После революции у простого человека стало больше возможностей «культурно» отдохнуть. Герои Зощенко ходят и в ресторан, и в кино. Да вот только вести там себя пока не научились. В рассказах «Рабочий костюм» и «Прискорбный случай» герои в пьяном виде идут «отдыхать». И, конечно же, поднимают скандал из-за пустяка. То им кажется, что на них не так посмотрели, то костюм их не понравился, то им билеты не возвращают. Я думаю, что подобных случаев в послереволюционной Москве было такое великое множество, что это стало характерной приметой времени.

    Да и трезвые посетители кинотеатров не знали элементарных правил поведения в общественных местах. В рассказе «Кинодрама» смешно и грустно читать о том, как люди лавиной вливаются в кинозал, сметая все на своем пути. Герой-рассказчик не смог насладиться кинематографом, потому что весь сеанс пришпиливал свои штаны, порванные в толкучке на входе.

    Читая рассказы Зощенко, можно получить полное представление о Москве 20-ых годов 20 века. Из небольших деталей складывается всеобъемлющая картина быта простых москвичей того времени. Зощенко сатирически описывал недостатки нового режима, смеялся сквозь слезы. Я думаю, что автор надеялся таким образом исправить положение, указать на то, что нужно изменить, чтобы жизнь простого человека в советской России стала лучше.  
 
Вы читали сочинение по Зощенко: для урока литературы разных классов школы. Текст сочинения можно использовать, как сообщение, доклад, краткий реферат или для читательского дневника. Творчество Михаила Зощенко: zoshhenko.ru