На живца: Зощенко: краткое содержание

Полный текст >>> На живца

Краткий пересказ рассказа На живца: Михаила Зощенко

В рассказе описывается случай, произошедший в 20-х годах 20-го столетия. Обычные люди еще не перестроились на лады новой жизни, многие еще живут вчерашним днем, а кто-то спешит обновиться.

Так получилось, что рассказчик едет в трамвае, в любимом последнем вагоне, где часто ездят безбилетники, карманники и прочий веселый народ. Рядом с ним, укутанная в теплый платок, сидит ‘дьявольская старуха, воспитанная в духе свергнутого режима’, как описал её сам рассказчик. Женщина увлеченно ловит вора ‘на живца’: хочет поймать за руку того, кто захочет украсть её сумку, которую она предусмотрительно поставила рядом. Вопрос: зачем ей это? Ответ разделил пассажиров трамвая на два лагеря. Одни убеждены, что она так борется с преступниками, способствуя скорейшему приходу новой жизни, где их не будет. Другие убеждены в уверенности старухи в том, что кругом одни воры! И она сама, провоцируя, желает, чтобы все воровали.

Автор умело показал, что люди обладают психологией, когда видят вокруг только негативное, пытаясь крайними методами продемонстрировать подтверждение этому.

Старуха едет именно в последнем вагоне, где вероятность кражи её сумки намного выше, чем в другом. Рассказчик говорит, что в переднем вагоне скучно и мрачно, не дай бог кому на ногу наступить! А в последнем намного веселее и интереснее. Вокруг такие же, как он сам, люди того времени. Вот они и расспрашивают старуху о такой ловле жуликов. В итоге выясняется истинная цель ‘гражданки в платке’. Она пытается выяснить причины, толкающие людей на воровство. Ведь они самые разные, и женщины, и мужчины, которых она описывает. Причиной этому стало полуголодное время, которое с невероятной силой толкает, даже нормальных людей, на воровство.

Автором передается та аура злобы и недовольства, царящая в вагоне, которая является признаком того времени. ‘Охотница’ тоже озлоблена, как и те, кто предлагает сбрасывать на ходу попавшихся ворюг.

Казалось бы, смешной случай, но, сколько в нем схожих героев, живущих в том непростом, послереволюционном времени, стремящихся к лучшей жизни в будущем.

Вы читали краткое содержание рассказа Зощенко На живца: для урока литературы разных классов школы. Текст пересказа можно использовать, как отзыв, краткий анализ и для читательского дневника. Михаил Зощенко: zoshhenko.ru

Оцените статью
Михаил Зощенко
Добавить комментарий